Pavel Pokidyshev article 2020
Александра Балаш.
Доктор культурологии
Арт директор Фонда "Академия художеств"
Павел Покидышев. 2020
Мир образов, созданный Павлом Покидышевым, – это лирическое художественное пространство, отзывчивое к малейшим движениям жизни, открытое к диалогу и длительным отношениям со зрителем. Работы художника представляют сложное интеллектуальное сопряжение малых и близких, а также далеких и отвлеченных величин, умозрительно обозначают границы личностного мира и его взаимодействие с миром других.
Традиции метафорической живописи, архитектурные элементы и исторические ландшафты, книжная миниатюра и вертеп, эти и многие другие культурные коды смешиваются, образуя сложные метаморфозы и смещения. Шпалера-мильфлер отодвигается, подобно театральному занавесу, обнаруживая обман: цветы оказываются не вытканными, но настоящими, и между ними снуют птицы. За кулисой, сплетенной из сухих ветвей и украшенной гранатами, возникает сцена поединка с драконом как видение картин Паоло Уччелло.
Сюжетность, событийность, заметная в ранних работах, представлявших скорее визуальные притчи, постепенно уступает место созерцательности, погруженности во внутренний мир персонажей. Возникает классическая ситуация молчаливого собеседования, которая лишь изредка заменяется более активным взаимодействием.
Множественность истолкований, вариативность и вполне осознанная повторяемость пластических мотивов вплетается в сложные пространственные построения, ограничивающие и замыкающие картинную плоскость, или же, наоборот, превращающие ее лишь в фрагмент разворачивающегося действия, сегментированного из контрапунктов плоскостей и просветов.
Формы то уплотняются, переплетаясь и дополняя друга, то обрываются цезурой гладкой поверхности, ограниченной линиями масверка или стрельчатого окна, розеткой-квадрифолием или аркадой, силуэтом старинного платья. Образующийся резерв вновь заполняется живописью. Этот метаморфоз (превращение) делает очевидным формообразующее проявление пустоты. Возникает напряженность, шум, вслушивание в паузы и пустоты, в которых можно уловить чье-то дыхание, заметить мелькнувшее отражение, различить неявный след пролетевшего фейерверка, стебель цветка или ветку.
Постоянный переход между возрастанием и умалением, – подвижность поверхности картины, ее пластических свойств, – позволяют распознавать выразительность фактур и богатство возникающих за ними смыслов. Орнаментальные изображения обретают чувственную убедительность и достоверность, натуралистические становятся эфемерными и ускользающими.
Прихотливые сплетения форм с их многогранным культурным кодом побуждают зрителя не только к медленному рассматриванию и размышлению, но также запускают в нас «языковую работу», потребность внутреннего проговаривания и конструирования лично открываемых смыслов.