Alisa Dukhovlinova article
Александра Балаш.
О творчестве Алисы Духовлиновой
Когда мы смотрим на живопись профессионального музыканта, а именно им и является Алиса Духовлинова, о чем мы думаем? С позиций современного опыта этот факт нисколько не смутит нас как зрителей и даже укрепит в понимании того, что сегодня творческое событие легко перемещается между языками различных медиа, обнаруживая все более очевидную интермедиальность художественной практики.
Переход Алисы от фортепианной музыки к живописи в этом смысле вполне убедителен. При этом можно было бы сказать, что ее картины не обладают выстроенной композицией не только с позиций классической живописи, но и в контексте искусства модернизма, не являясь ни упорядоченной решеткой, ни завесой или экраном, на которых собираются или проецируются умозрительные образы. Композиция ее картин представляется динамичной многоуровневой структурой, которая раскрывается, постепенно проявляясь и обнаруживая себя как игра и взаимодействие множества элементов.
Цветная точка, с которой Алиса Духовлинова активно работает как художник, имеет не столько поверхностную напряженность, сколько внутреннюю протяженность, что уподобляет ее звуку как пространственной основе музыкальных композиций. В то же время конфигурации точек, траектория их движений на картинной плоскости составляют жест, который сформирован не столько касанием кисти, но, как и в музыке, осуществляется посредством усиления и затухания звукового воздействия.
Точки и их скопления, пространство тишины, остающееся в резервах, или же заполняемое линиями и штрихами, наносимым на насыщенную цветом поверхность, – у всех этих неизобразительных элементов на холстах Алисы есть свой тембр. И именно он связывает их друг с другом, с местом или состоянием, переживание которых побудило к созданию работы.
Поэтому все картины Алисы Духовлиновой, прежде всего, хочется назвать звуковыми картами, созданными средствами живописи. В них зафиксировано и визуализировано звучание определенной умозрительной местности, схваченной то предельно близко (земля, камни, дерево, рыба), то панорамно далеко (ландшафт, птица, небо, облака, цвет). Они позволяют почувствовать необычайно плотную и насыщенную среду нашего общего обитания, явственно ощутить присутствие других форм жизни.
Когда мы смотрим на живопись профессионального музыканта, а именно им и является Алиса Духовлинова, о чем мы думаем? С позиций современного опыта этот факт нисколько не смутит нас как зрителей и даже укрепит в понимании того, что сегодня творческое событие легко перемещается между языками различных медиа, обнаруживая все более очевидную интермедиальность художественной практики.
Переход Алисы от фортепианной музыки к живописи в этом смысле вполне убедителен. При этом можно было бы сказать, что ее картины не обладают выстроенной композицией не только с позиций классической живописи, но и в контексте искусства модернизма, не являясь ни упорядоченной решеткой, ни завесой или экраном, на которых собираются или проецируются умозрительные образы. Композиция ее картин представляется динамичной многоуровневой структурой, которая раскрывается, постепенно проявляясь и обнаруживая себя как игра и взаимодействие множества элементов.
Цветная точка, с которой Алиса Духовлинова активно работает как художник, имеет не столько поверхностную напряженность, сколько внутреннюю протяженность, что уподобляет ее звуку как пространственной основе музыкальных композиций. В то же время конфигурации точек, траектория их движений на картинной плоскости составляют жест, который сформирован не столько касанием кисти, но, как и в музыке, осуществляется посредством усиления и затухания звукового воздействия.
Точки и их скопления, пространство тишины, остающееся в резервах, или же заполняемое линиями и штрихами, наносимым на насыщенную цветом поверхность, – у всех этих неизобразительных элементов на холстах Алисы есть свой тембр. И именно он связывает их друг с другом, с местом или состоянием, переживание которых побудило к созданию работы.
Поэтому все картины Алисы Духовлиновой, прежде всего, хочется назвать звуковыми картами, созданными средствами живописи. В них зафиксировано и визуализировано звучание определенной умозрительной местности, схваченной то предельно близко (земля, камни, дерево, рыба), то панорамно далеко (ландшафт, птица, небо, облака, цвет). Они позволяют почувствовать необычайно плотную и насыщенную среду нашего общего обитания, явственно ощутить присутствие других форм жизни.